Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» утв. Президиумом ВС РФ от 21.04.2020 г.

Сотрудниками САПС была проведена работа по анализу правоприменительной практики на основании «Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» утв. Президиумом ВС РФ от 21.04.2020 г.

Указанная практика является официальным разъяснением ВС РФ относительно вопросов, возникающих, в том числе при исполнении договоров и сделок в период распространения коронавирусной инфекции и введения режима самоизоляции ( в  том числе по договору лизинга государственному и муниципальному контракту на перевозку пассажиров).

Приведенные ниже комментарии составлены с учетом специфики предприятий транспорта и в первую очередь - с учетом возникших вопросов относительно исполнения обязательств по договорам лизинга и контрактам на перевозки. Поскольку охватить все возможные варианты развития событий невозможно, в комментарии приведены общие выводы. 

В соответствии с разъяснениями, данными в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, утвержденным Президиумом ВС РФ от 21.04.2020 года, применительно к правоотношениям, возникающим в ходе осуществления перевозок пассажиров и багажа, можно сделать следующие выводы:

  1. ВС РФ разъяснил, что обязательства, возникающие из договоров и иных сделок, срок исполнения которых приходится на день, объявленный нерабочим в соответствии с Указом Президента РФ № 206 от 25.03.2020 и № 239 от 02.04.2020 г., не является нерабочим в смысле, придаваемом ему гражданским и трудовым законодательством. То есть при исполнении обязательств по договору, в том числе, к примеру, по договору лизинга, если очередной платеж по договору приходится на день, отнесенный Указом Президента к нерабочим, тем не менее такой день не может быть признан таковым применительно к договору лизинга. Однако, не смотря на это, ВС РФ указал, что такая трактовка возможна только в том случае, если нет  иных оснований для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств. То есть для освобождения от ответственности за неуплату очередного платежа по договору лизинга необходимы иные основания, которые вместе с указанным, могут исключить несение ответственности по договору.
  2. ВС РФ разъяснил, что сам по себе режим самоизоляции не может являться безусловным основанием для признания наличия обстоятельств непреодолимой силы. При ссылке на указанные обстоятельства лицо должно доказать причинно – следственную связь между введением режима самоизоляции и невозможностью исполнять обязательства по договорам и иным сделкам надлежащим образом. Доказательствами причинно – следственной связи между распространением коронавирусной инфекции и невозможностью исполнения обязательств могут послужить объективные данные о пассажиропотоке (посадочные ведомости, акты, объяснительные водителей). Одним из важных выводов, содержащихся в разъяснении является вывод о необходимости лица, минимизировать убытки. Такой минимизацией может быть сокращение рейсов. Однако при этом необходимо внести письменные изменения в соответствующие договора, либо письменно уведомить об этом государственные органы, с приложением данных о пассажиропотоке.
  3. Распространение коронавирусной инфекции может являться основанием для внесения изменений в заключенные договора. Для этого необходимо письменное обращение к контрагенту, с обоснованием невозможности исполнения обязательств в прежнем объеме. Доказательствами также может являться режим самоизоляции и как следствие падение пассажиропотока, которое, однако, также должно быть подкреплено документально.

 

СкачатьРазмер
verhovnyy_sud_22.04.20.pdf363.09 КБ